ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, что "педагогическое древо" учителя Л.ван Бетховена — Кристиана Готлиба НЕФЕ восходит к самому Иоганну Себастьяну БАХУ? Что нам известно о жизни и творчестве саксонского композитора Нефе, оказавшего огромное влияние на великого Людвига? Из какого стилистического направления родился романтизм? КТО ТАКИЕ ШТЮРМЕРЫ?🙂🕵 5 февраля исполняется 275 лет со дня рождения К.Готлиба Нефе и я предлагаю поговорить о том, "откуда у Бетховена ноги растут" (😉 простите, не удержалась;), а также рассмотреть ноты и послушать (наконец-то) музыку Нефе, чтобы сложить своё мнение об учителе Бетховена. 📌Глава 1. КРИСТИАН ГОТЛИБ НЕФЕ (Christian Gottlob Neefe. 1748—1798, Саксония) — немецкий композитор, представитель направления "Буря и Натиск" в музыке и литературе, публицист, поэт, биограф, теоретик, органист, философ, оратор, переводчик, просветитель (в широком смысле слова), дирижёр оперных трупп нескольких городов нынешней Германии. К.Г.Нефе родился 5 февраля 1748 года в Хемнице в семье потомственного портного. Учился в церковной муниципальной школе, в детстве работал "певчим" в хоре. Сочинять начал в 12 лет. В 1767 году впервые попал в Лейпциг. Брал уроки музыки. В 1769 году Нефе поступил в престижный Лейпцигский университет, занимался философией, логикой, учился на факультете права. Собирался стать адвокатом. В Лейпциге Нефе учился у И.А.ХИЛЛЕРА (Hiller, 1728-1804) — немецкого композитора, дирижёра, музыковеда, педагога, хормейстера и флейтиста. Хиллер — известнейший музыкант своего времени, один из создателей жанра зингшпиля (национальной комической оперы на немецком языке с разговорными диалогами). Именно И.А.Хиллер — основатель знаменитого лейпцигского концертного зала "Гевандхауз". Нефе был не только воспитанником Хиллера, но и другом, жил в его доме и входил в круг его общения (совершенно уникальный). Сам Хиллер учился у Готфрида Августа ХОМИЛИУСА (ГОМИЛИУСА, 1714-1785, Саксония) — крупного музыканта, композитора, органиста, клавесиниста, кантора, педагога, главного представителя немецкого сентиментализма и рококо, автора 10 пассионов (страстей), ораторий, кантат, хоралов, прелюдий, 4 магнификатов. Учитель А.Хиллера и Д.Г.Тюрка. НАМ ВАЖНО И ТО, что Г.А.Хомилиус =УЧЕНИК ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА! ✨Итак, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО: И.С.Бах—Г.А.Хомилиус—И.А.Хиллер— К.Г.Нефе——Л.Бетховен (далее от Бетховена— к Карлу Черни и его 11 знаменитым ученикам (в т.ч.Ф.Листу, З.Тальбергу, Т.Лешетицкому), положившим начало Европейской и Русской школе композиторов, пианистов, педагогов. Вернёмся к жизни и творчеству Нефе. К.Г.Нефе постоянно имел несколько работ и подработок, но всю жизнь провёл в бедности. С 1776 г занимал посты Дирижера и Музикдиректора оперных трупп Саксонии, Рейно-Майнской областей, Боннского курфурстского Национального театра, был главой труппы Зейлера, а с 1780 - труппы Гроссмана в Бонне. Давал много уроков представителям разных сословий. В 1778 году 30-летний Кристиан Готлиб женился на певице, актрисе труппы Зейлера — Сюзанне Цинк (1752-1821), воспитаннице чешского классициста, композитора И.А.Бенды. У пары было 6 детей (3 девочки и 3 мальчика). С 1782 года Нефе — придворный органист капеллы Кёльна. С 1796 г. проживал в Дессау, работал Музикдиректором театра. Продолжал давать уроки. Умер в 1798 г. 📍БОЛЕЗНИ НЕФЕ. С детства страдал от РАХИТА ("английской болезни"), сильно горбился. Его кости начали видоизменяться, с возрастом Нефе стал ГОРБУНОМ и ему было утомительно много ходить. Также страдал от депрессии и ИПОХОНДРИИ, есть свидетельства о том, что он подумывал о самоубийстве. Верил, что рано умрёт. Действительно, покинул этот мир в возрасте 49 лет (сильно заболел, испытывал боль в груди, кашлял, не мог ни лежать, ни сидеть, умер во сне). 📍РЕЛИГИЯ НЕФЕ. К.Г.Нефе — ПРОТЕСТАНТ. Кальвинист. Член Ордена ИЛЛЮМИНАТОВ (префект). 📍НАСЛЕДИЕ: Оперы и зингшпили: зинг. "Аптека" (1771, посв. учителю Хиллеру), "Раек Амура" (1772), ком.оп."Возражение" в 2х актах, оп. "Замир и Азор" (1776), оп. "Генрих и Лида" (1776), монодрама "Софонисба"(1782) Оперетты Вокальные сочинения (песни, серенады) 12 сонат для клавесина (1773, посв. К.Ф.Э.Баху)🎧 Концерт для фортепиано с орк (1782) Фантазия для чембало (клавесина, 1797)🎧 6 фортепианных сонат (со скрипкой, 1776) Рондо до мажор Циклы вариаций (в т.ч. на тему из оперы Моцарта "Волшебная флейта") "Ода Клопштока" - серенада для клавира и вокала Менуэты Сонатины Совместо с И.А.Хиллером — ком.опера "Der Dorfbalbier", 1771, Лейпциг ПЕРЕВОДЫ оперных либретто с французского и итальянского языков КЛАВИРЫ оперных партитур МОЦАРТА И САЛЬЕРИ (переложения Нефе для клавира) СТАТЬИ, БИОГРАФИИ 📌 Глава 2. НЕФЕ И БЕТХОВЕН. У Л.ван Бетховена в учителях значится не только К.Г.Нефе, но и А.Сальери. Так почему именно знакомство с первым педагогом оказало САМОЕ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ на Бетховена? Нефе был первым, остальные педагоги появятся в жизни немца спустя 10 лет, когда Бетховен уже сформировался. Нефе не только учил, он ВОСПИТЫВАЛ! Чем занимались К.Г.Нефе и 12-летний Л.ван Бетховен? В Бонне в 1782 году ФОРМИРУЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ будущего великого композитора. НЕФЕ — один из образованнейших людей своего времени! Проживая в доме Хиллера, Нефе познакомился с виднейшими представителями европейской культуры, философии, искусства... НЕФЕ УЧИЛ БЕТХОВЕНА БЕСПЛАТНО! С Бетховеном он занимался: 📍Композицией 📍Гармонией, контрапунктом (полифонией) 📍Органом, клавиром 📍Иностранными языками 📍Историей 📍Философией 📍Литературой (прививал ВКУС к европейской, немецкой литературе, поэзии). Нефе состоял в "Обществе любителей чтения" Бонна. 📍Нефе продвигал Бетховена в своих статьях, называя его "ЮНЫМ ГЕНИЕМ" и "Вторым Моцартом". К.Г.Нефе печатался в местных журналах. 📍Способствовал изданию 1-ых сочинений Л.ван Бетховена ("Вариаций на т. марша Дресслера" и "3 сонат для фортепиано") 📍Именно Нефе познакомил Бетховена с музыкой И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Ф.Э.Баха, Й.Гайдна, В.Моцарта. Когда Бетховен сам станет педагогом, он также будет требовать со своих учеников детального освоения "ХТК" И.Баха, как того требовал его учитель Нефе. 📍Нефе заложил в голову молодого Бетховена ВАЖНУЮ МЫСЛЬ о том, что теория аффектов отжила своё, нельзя выражать музыкой только крайние состояния, доведённые до "формальности" (радость, грусть, гнев и тд.). Нельзя исходить только из разума и "математических построений". Для передачи истинных человеческих чувств необходимо постепенно "выращивать" эмоции и следовать в музыке естественной драматургии. ЧУВСТВА ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ. Будучи представителем направления "Sturm und Drang", Нефе отлично понимал своё время и ту дорогу, которая вела Европу к новому — к будущему стилю Романтизм. 📌Глава 3. "Sturm und Drang". Стилистическое направление литературы и музыки, возникшее в немецкой литературе в 1767— 1785 гг. Расцвет пришёлся на 70-е гг XVIII. Другие названия: "Буря и Натиск", "Geniezeit", "Genieperiode", "Эпоха ГЕНИЕВ". Связано с ОТКАЗОМ от культа Разума, свойственного Классицизму эпохи Просвещения. На передний план "ШТЮРМЕРЫ" (бунтари, от нем.Stürmer) выводили ПРЕДЕЛЬНУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ГЕРОИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТЫ Интерес к национальной ИСТОРИИ и реальному быту Борьбу с мещанством и излишними правилами и тд Вам это ничего не напоминает, друзья?😉 Да, это идеи будущего романтизма, который проявит себя в полную силу в XIX веке. В литературе представителями "Бури и натиска" 18 века являлись И.Гёте, Ф.Шиллер, И.Гердер, Г.Бюргер, И.Хайнзе, Ф.Клингер, К.Шубарт и др. "ГЕРОЯМИ" нового времени стали "разбойники" Шиллера, Фауст Гёте, Вертер и тд. Итак, "Sturm und Drang" 18 века = ПРЕДРОМАНТИЗМ, призывавший к ...РЕАЛИЗМУ. Уже 1 соната для фортепиано фа-минор Л.ван Бетховена (написанная под влиянием Нефе) начинается с БУРИ, которая выльется в 5 и 9 симфонии— в зрелость "Человека бунтующего и ПОБЕЖДАЮЩЕГО". 📝Людвиг ван Бетховен своему учителю — Кристиану Готлибу Нефе: "Я благодарю Вас за советы, которые Вы очень часто давали мне для развития в моём Божественном искусстве. Если я когда-нибудь стану великим человеком, то доля моего успеха будет принадлежать Вам!" 📌 В качестве заключения. Пока я писала этот пост, меня не покидала мысль — как бывает важно вОвремя встретить СВОЕГО ЧЕЛОВЕКА и это я не о любви, а о педагогике.... ВПРОЧЕМ, ПЕДАГОГИКА — ЭТО ТОЖЕ О ЛЮБВИ!🙂 Спасибо за внимание!) Обязательно послушайте треки!🎧✨ 275 лет К.Г.Нефе #СПбРимкор

Теги других блогов: музыка композиторы Бетховен