ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, что в увертюре оперы итальянского композитора эпохи классицизма — Доменико ЧИМАРОЗЫ— частично используется знаменитая р.н.п."КАМАРИНСКАЯ"? СКОЛЬКО на самом деле ЛЕТ "бабушке русских плясовых, прикидывающейся бодрой молодухой"? ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ слово "Камаринская" и кто из композиторов Европы и России использовал тему в своих сочинениях?🙂🕵
📌Начался мой поиск с чудесной партитуры в цифровом файле. Я листала старинные pdf-манускрипты и наткнулась на оперу-буффа Д.Чимарозы "ЖЕНСКИЕ УЛОВКИ" (Женские хитрости), написанную в 1794 году. "Le astuzie femminili" в увертюре и финале действительно содержит наигрыш, напоминающий нашу плясовую. Смотрите фото №2📷 и слушайте трек 🎧 (примерно с 1 минуты 19 секунды пойдет знакомый мотивчик;).
Как же так? Почему уроженец солнечной Италии вставил в партитуру отголоски Камаринской?
В 1787 году Чимароза был приглашён в Россию и до 1791 года работал капельмейстером Капеллы Петербурга, сочинителем при Дворе Екатерины II (сменив на этом посту другого итальянца - Паизиелло).
Так значит тема р.н.п."Камаринской" впервые проявилась в классической музыке не у М.И.Глинки, спросите Вы?
Конечно же раньше!
📌 РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСОВАЯ "Камаринская" в музыке эпохи классицизма и романтизма.📝
📍В 1790 году в Петербурге композитором И.Г.Прачем был издан сборник, включавший 100 р.н.песен. Этот сборник вручил в подарок Л.ван Бетховену посол России в Вене — Андрей Разумовский.
Бетховен обратил внимание на Камаринскую, содержавшуюся в сборнике.
📍В 1796 композитор П.Враницкий написал балет "Лесная девушка", используя в номере "Русский танец" - камаринскую.
📍В 1796 Л.ван Бетховен сочинил "12 вариаций на тему русского танца из балета Враницкого "Лесная девушка" WoO 71 (фортепиано, см.фото📷).🎧
/Хотя на самом деле тема была не авторская и Враницкий ее только цитировал.../
📍1796 Й.Гайдн написал "Der Dudelsack" из цикла "3 Stücke für Flötenuhr" (Hob XIX:4, Andante cantabile for mechanical organ).🎧 Для механического инструмента (об этом жанре и редком инструменте читайте мой пост на стене группы от 3 апреля 2022)
📍1794 Д.Чимароза выпустил увертюру оперы "Женские хитрости"🎧 (не с начала)
📍1813 Д.-Г.Штейбельт сочинил Фантазию для фортепиано "Изображение объятой пламенем Москвы"
📍1808 Ж.-П.Роде Каватина и рондо для скрипки с оркестром на темы рус.песен
📍И.Б.Крамер Финал Air russe из Сонаты F dur op.47 для фортепиано
📍1817 И.-Н.Гуммель Вариации A dur на оригинальную тему для фортепиано, опус 76
📍1820 Дж.Фильд (родоначальник жанра фортепианного ноктюрна) "Вариации для фортепиано на т.камаринской". СМОТРИТЕ НОТЫ Фильда в файле внизу.🕵️
Важный для нас момент! У ирландца Фильда брал уроки Михаил Глинка.✨
На Западе не знали сложное "имя" темы ("Камаринская"), в Европе мелодию называли просто "Русский танец".
Как обстояли дела с русскими авторами, использовавшими тему?
📍М.И.Глинка написал знаменитую Увертюру-Фантазию на 2 русские темы (двойные вариации) в 1848 году в Варшаве. Назвал произведение "Русское скерцо", но Вл. Одоевский посоветовал композитору наименование "Камаринская".
Премьера состоялась в 1850 году.
П.И.Чайковский сказал о сочинении, что в ней заключена вся русская симфоническая музыка.
📍Почему Глинка написал самое русское произведение в Варшаве?
На самом деле идея могла появиться раньше, в 1838 году Михаил Иванович останавливался в городе СЕВСКЕ, ГДЕ СЛЫШАЛ ИСПОЛНЕНИЕ КАМАРИНСКОЙ с топотом, присядкой и присвистом, как положено.
✨Запомните название этого городка "СЕВСК", он будет играть роль в нашем "расследовании";))).
📍Как Вы знаете, Петр Ильич Чайковский не остался в стороне, одна из пьес его "Детского альбома" называется "Камаринская"(№13).
Собирая в один сборник всё самое важное, что, по мнению Чайковского, отражало мир русского ребёнка, композитор вставил в качестве фортепианной миниатюры историческую плясовую, которая с настоящим текстом попасть в сборник никак бы не смогла (😉 оригинальные слова абсолютно неприличны🔞).🎧
📍Н.А.Римский-Корсаков использовал камаринскую в качестве хороводной темы оперы "Снегурочка".🎧
📍существуют вариационные циклы для ряда инструментов, народных оркестров, фантазии на эту тему у русских и советских композиторов.
Чаще всего "варианты" Камаринской писали в тональностях Ре-мажор и Ля-мажор.
📌📝 ИСТОРИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ Камаринская и ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА.
Сразу хочу сказать, хоть на слух и похоже, но "комары" к плясовой отношения не имеют!😉
Камаринская, по мнению учёных, появилась на свет на рубеже XVI-XVII вв. Напев мог быть более древним, идущим от скоморохов.
МУЖСКАЯ ПЕСНЯ-ПЛЯСКА в размере 2/4, с притаптыванием, похлопыванием, руками на боках, присядкой, посвистом. В основе: чередование шага "пятка-носок" (отсюда слово "выкаблучивание").
Название происходит от слияния двух слов - "комарка" и "каморник".
📍КОМАРИЦКАЯ ВОЛОСТЬ (она же "Камаринщина") — административно -территориальная единица в составе Брянского (с 1627 г - Севского) уезда (ныне район Брянской, Орловской и Курской области).
Комарицкая волость известна с XV века.
С 1503 года по мирному договору между Москвой и Литвой волость вошла в состав России, стала вотчиной российских монархов, подчинявшейся непосредственно Москве.
До этого Камаринщина принадлежала Речи Посполитой и поэтому многие названия происходили от латинских и польско-литовских слов.
📌"КОМАРКА" от позднелатинского "COMMARCA" — ГРАНИЦА, ПРЕДЕЛ.
Долгое время территория Комарицкой волости воспринималась, как "ПОГРАНИЧНАЯ ЗЕМЛЯ".
📌Столицей волости являлся город СЕВСК (который мы упоминали в разговоре о Глинке)
📌От того же латинского слова комарка произошли и "КОМАРА" (государственная казна польско-литовских королей, которые владели волостью до конца XV в) и "КАМАР" — польско-литовский феодал.
📌Народ создал Камаринскую, то есть "ПЕСНЮ ВОЛЬНЫХ СЕВСКИХ КРЕСТЬЯН" в Смутное время, годы пребывания Лжедмитрия I или ранее (при Борисе).
ПОГРАНИЧНЫЙ КРАЙ=КОМАРИЦКАЯ ВОЛОСТЬ =стала местом проживания КАМОРНИКОВ— вольного беглого люда, крестьян, сбежавших от хозяев, "уходивших в Каморщину", иногда, примкнувших к разбойничьей шайке. Отсуда и "посвист" в пляске, помните в сказках о Соловье-разбойнике— лихой (т.е.злой) герой свистел?
Каморник— бродяга, не имевший своего дома, живущий при чужих избах, "бездомник".
Историческая Камаринская — песня-пляска "забулдыжная", "вольная", "антикрепостническая", выражающая протест.
В камаринской — русская бравада, удаль, НЕПОДЧИНЕНИЕ.
Адаптированная (прилизанная) в СССР строка текста:
"Ах ты, вражий сын, камаринский мужик,
Он не хочет своМу барину служить..."
— могла означать неподчинение Борису Годунову, которого многие считали царём "ненастоящим, пришедшим к власти не по закону и родству"! /все помнят оперу М.Мусоргского?/
Истинный словесный текст залихватской плясовой неприличен, натуралистичен, содержит матерщину, описание блуда, разбойничные и воровские слова, неприятные подробности.
По понятным соображениям старинные варианты (их несколько) Камаринской здесь не привожу. 🙈
/Похожая история в СССР происходила с русскими народными сказками собр. Афанасьева и Восточным циклом сказок "1001 ночь".../
В 19 веке появился и литературный вариант поэта Л.Трефелева (1839-1905), написавшего "подражание" Камаринской ("Как на улице Варваринской, Спит Касьян, мужик камаринский и тд"). Кстати, улица Варваринская находилась как раз в городе Севске, центре Камарицкой волости.
📌Интересная подробность. Из вольной волости происходил тот самый И.Болотников, про восстание ("крестьянскую войну") которого мы учили в школе.
Своих людей (тех, кому нечего терять и кому сам чёрт не страшен) Болотников набирал именно из самой вольной волости — Камарицкой.
✨В качестве заключения. Тема Камаринской довольно проста (состоит из секвенций и опевания тоники). Казалось бы, что веками привлекает к ней не только человека русского, но и европейца?🤔
Лёгкость запоминания, простота восприятия....ИЛИ "чуют правду" и влечёт несгибаемый ДУХ РУССКОЙ ВОЛЬНИЦЫ, характер лукавого и свободного мужика?
Спасибо за внимание.
#СПбРимкор