ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, как немец Ф.Кулау стал родоначальником Датской классической музыки, более того, даже написал Королевский Гимн Дании? Что именно мы знаем о Фридрихе КУЛАУ (кроме его детских сонатин, которые все играли в школе)?😉 По какой причине Сонатина оп.88 ля минор Кулау так сильно напоминает "К Элизе" Бетховена? Почему немецко-датского композитора чаще изображали в профиль?🕵🙂 📚 Разбирая старый шкаф с нотами, я наткнулась на немецкое издание Сонатин Ф.Кулау ( в древнем "Peters") и удивилась тому, что ранее не встречала одну из них. В отечественные сборники обычно входил "другой набор" фортепианных сочинений Фридриха Кулау. Вглядевшись в первую строчку произведения, я обомлела, передо мной явно находился "перепев" знаменитой до боли "К Элизе" Л.ван Бетховена, да ещё и в той же тональности! Конечно, кто-то может со мной не согласиться, указав на разный размер, другие ноты, но .... нажмите на 1 трек 🎧 и посмотрите фото №3 📷 —думаю, музыканты меня поймут.🤔 С этого момента я начала своё расследование, приглашаю Вас ко мне присоединиться. Так какая существовала связь между Ф.Кулау и Л.ван Бетховеном? 📍 КУЛАУ (1786-1832) И БЕТХОВЕН (1770-1827). Сонатина Кулау ля минор опус 88 (из сборника "4 сонатин") была написана в 1827 году и в тот же год опубликована. Когда я увидела дату, многое для меня прояснилось. Это было своего рода "посвящение ПАМЯТИ Великого Художника", дань уважения (ИМХО). В 1827 Людвиг ван Бетховен покинул этот мир... Кулау боготворил Бетховена. Фридрих был младше Людвига на 16 лет, но их связывал общий стиль и отношение к музыке. Они встречались дважды: в 1821 и 1825 гг. Кулау специально для этого ездил в Вену. Л.ван Бетховен в 1825 г. подарил Кулау свой портрет-литографию с надписью: "МОЕМУ ДРУГУ КУЛАУ ОТ Л. ван БЕТХОВЕНА" Ф.Кулау 22 года жизни в Дании посвятил представлению наследия Л.Бетховена копенгагенской публике. Кулау часто обращался к темам Бетховена, сочиняя на них Вариации, Фантазии, Рондо, даже Каноны... Фортепианный Концерт до мажор №1 Кулау является прямой отсылкой (можно сказать, стилизацией) 1 концерта до мажор Бетховена! "Дыхание" великого немца чувствуется и в других сочинениях Кулау: в рондо, сонатах и сонатинах, в зингшпиле "Эльверхей" (Эльфийский холм), особенно сильное влияние —в поздних произведениях Фридриха. Кто-то скажет: "он всего лишь подражатель", но друзья, разве не нужно обладать особым даром, чтобы привлекать публику к своему творчеству и быть столь популярным, каким был Фридрих Кулау при жизни? 📌📝 НАЧНЁМ СНАЧАЛА. ПРОСЛЕДИМ ПУТЬ мастера с момента рождения. Friedrich Kuhlau Фридрих Даниэль Рудольф КУЛАУ (1786—1832) — выдающийся немецко-датский композитор и пианист. В России известен в 1 очередь, как автор сонатин. Но при жизни воспринимался, как ОПЕРНЫЙ композитор с обширным наследием, написавший очень много для различных составов и солистов. Плодовитый художник. Все его рукописи сгорели при пожаре (дом выгорел до тла)😱, но при этом всё равно осталось около 200 опубликованных сочинений различных жанров. Фридрих родился в небольшом городке Ильцен (Ульцен, Уэльцен, Ülzen) близ г.Люнебурга (в Нижней Саксонии). Кулау — это династия военных музыкантов. Дед, отец, дяди композитора Ф.Кулау служили военными ГОБОИСТАМИ и флейтистами. Жили бедно, но к урокам музыки в семье относились серьёзно. Много переезжали. Мальчик ранние годы жил в интернатах (Алтона и Брауншвейга), где и получал первое образование. Рано начал подрабатывать, пел в церковном хоре и давал уроки, чтобы самому иметь возможность оплачивать занятия музыкой. 📍В возрасте 7 лет Фридрих ПОТЕРЯЛ ПРАВЫЙ ГЛАЗ, поскользнувшись и сильно ударившись об лёд. Поэтому придворного композитора Дании чаще изображали в профиль. В 1802 Кулау переехал в Гамбург, где начал заниматься игрой на фортепиано у К.Ф.Г.Швенке (1767-1822, нем.композитора и пианиста). В 1804 Фридрих дебютировал в качестве концертирующего пианиста. С этого же времени сочинял песни и камерную музыку (для заработка). 📍Очень много писал для флейты, хотя, судя по некоторым источникам, флейтистом не был. К Ф.Кулау прикрепилось прозвище "БЕТХОВЕН ФЛЕЙТЫ". 📍В 1810 году музыкант перебрался в Копенгаген (Дания), чтобы избежать призыва в Наполеоновскую армию, захватившую многие княжества и герцогства Северной Германии. С этого начинается долгий творческий Путь немца в скандинавском Королевстве, продлившийся 22 года! 📍ГОДЫ АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КУЛАУ: 1810-1832 (Дания) 📍СТИЛЬ: поздний классицизм и ранний романтизм (как у Бетховена) 📍Начало публикаций: 1809-10 год. 📍Источники заработка: сочинительство, преподавание и концертирование. 📍В 1812 году Фридрих Кулау был назначен Музыкантом ДАТСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ДВОРА. С 1816 — преподаватель пения Датского Королевского ТЕАТРА. 📍С 1813 получил официальное гражданство Дании. 📍1-ый успех пришёл с музыкальной пьесой "Замок Разбойников" (1816) 📍В 1828 Кулау был удостоен звания "Почётный профессор". 📍В XIX веке произведения Ф.Кулау были очень популярны. Особую известность снискали его оперы и зингшпили, собиравшие в Королевском театре Дании полные аншлаги. И.Брамс использовал музыку из оперы "Лулу" Кулау в своём фортепианном сочинении, Т.Бём — выдающийся реформатор, создатель поперечной флейты— для презентации инструмента с новой механикой выбрал именно сочинение Кулау (виртуозную "Фантазию для флейты-соло", оп.38). Высоко оценивал творчество Кулау и Л.ван Бетховен. 📌📝Фридрих Кулау— центральная фигура т.н. Датского Золотого Века. Автор ПЕРВОЙ ДАТСКОЙ ОПЕРЫ. Сочинитель первых музыкальных произведений для сцены, написанных профессиональным композитором Двора Дании. 📍НАСЛЕДИЕ. Ф.Кулау писал во всех популярных для эпохи классицизма (и раннего романтизма) жанрах. Сочинения Кулау принято обозначать или обычным опусом (№) или номером по каталогу с литерами WoO (как у Бетховена). WoO= от нем. Werke ohne Opuszahl — "работы без опусного номера". Опус 1 написан в 1809 году. Самое знаменитое сочинение на 2-ой Родине композитора: опус 100 (1828 г), опера—музыкальная комедия "Эльверхей" (Elverhøj, Холм Эльфов) НА ДАТСКОМ ЯЗЫКЕ = ПЕРВЫЙ ДАТСКИЙ ЗИНГШПИЛЬ, прославившийся в мире. Это сочинение было заказано Фредериком VI, покровителем искусств, для свадьбы дочери. Выдержало более 1000 спектаклей на сцене Королевского театра Копенгагена. В музыке этой оперы Кулау использовал народные датские и шведские темы. Очень известна Увертюра и Финальный Гимн сочинения. Зингшпиль "Эльверхей" содержит "KONG CHRISTIAN stod ved højen mast" = СТАВШИЙ КОРОЛЕВСКИМ ГИМНОМ ДАНИИ. ОПЕРЫ: зингшпиль "Замок разбойника" в 3 актах (Røverborgen, WoO129), "Лулу" в 3-х актах (1822-23), "Хью и Аделаида" в 3-х актах (1827), опера "Альфред" (WoO226), music for drama "Аладдин", муз.комедия в 3 актах "3 брата из Дамаска" op.115 (1830), music for drama "Moses" (Моисей?, WoO225), "Magic Harp", "Elisa", "Eurydice In Tartarus", "William Shakespeare" Симфония (1805, WoO 185) Фортепианный концерт (1810) до-мажор Концерт для 2-х валторн с орк. (1822-1830) Камерная музыка, Дивертисменты, Дуэты, Трио, Квартеты, Квинтеты Флейтовые сонаты и фантазии, "Интродукция и рондо" Скрипичные и Фортепианные сонаты, Сонатины Хоровые сочинения (в том числе - "On the Joy" WoO 132 для солистов, хора, оркестра, 1813....уже не "ОДА К РАДОСТИ" ли?))) "Маленькая кантата" WoO133 для 2 сопрано и смеш.хора с форт. и стр. "Реформационная кантата" 1817 WoO134 "Печальная кантата" WoO 135 "Свадебная кантата" WoO 136 Хоралы Песни Народные нем., ирл., швед., датск., австр., норв. песни Шотландские и ирландские танцы Вальсы, Полонезы, Рондо, Фантазии, Марши для фортепиано Романсы и песни в 2-х томах, WoO 232 Муз. анаграмма B.A.C.H., WoO176 Adagio для арфы, виолончели со струнным орк. или квартетом Каноны "Простые пьесы для фортепиано" Огромное количество Вариаций и Фантазий для фортепиано и разных составов на популярные темы Бетховена, Вебера, Россини, Паганини, Шпора, Обера и народные мотивы (любимые формы романтиков) 📌 Ф.КУЛАУ — ЧЕЛОВЕК. Из-за потери правого глаза (в детстве) стал замкнут, застенчив, стеснялся своей внешности. Обладал большим ростом и весом, был весьма тучен. Так и не создал своей семьи. Никогда "не рекламировал" себя и своё творчество. Умел искренне восхищаться другими людьми. Последние годы жизни провёл в деревне Лингби возле Копенгагена. По воспоминаниям поэта К.Винтера, посещавшего там Кулау каждый день — "Это действительно великолепный человек!" Сохранились письма Ф.Кулау. 📌 В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Вы прочли историю немца, ставшего первым классиком ДАтской профессиональной музыки, заложившего основы скандинавской композиторской школы, чьи традиции продолжили Нильс Гаде, Эдвард Григ, Й.Свенсен, К.Нильсен и др. 📌 Меня всё ещё волнует вопрос— если бы в нашей стране "не заездили бы, не затаскали" до дыр (иногда до тошноты🙈) сонатины из хрестоматий для школьников, изменили бы мы своё отношение к Фридриху Кулау? Боюсь, мы бы просто не знали его музыки. При выборе между классикой Бетховена и Кулау пианисты всегда будут выбирать "Великого Людвига". Думаю, скромный человек Кулау понимал это и сам. Но вклад в профессиональную музыку Скандинавского полуострова и Ютландии (и мира) он внёс, это факт, значит его ниша знАчима и прекрасна! Спасибо за внимание!)))😉 #СПбРимкор