ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, что в музыке существовал особый ЖАНР "CACCIA" или "CHASSE" (Охота) и сочинялись первые такие произведения по определённым правилам? Известно ли Вам, как качча связана с...ИКОТОЙ?))😉
Итак, сегодня мой рассказ касается всем понятной темы. Под "ОХОТОЙ" подразумевается не только ловля зверя, но разные виды игр и развлечений людей, а также "любовное преследование".
Впрочем, жанр каччи может уводить нас в мир пасторали и вымышленных героев античной мифологии, ведь всемирно известные сюжеты искусства часто "выбирали" своими "героями" Аполлона, который преследовал Дафну, циклопа Полифема и его цель —Галатею, а хулиганы-сатиры и нимфы затевали свои собственные "игры" — все эти образы могли стать вдохновением для КАЧЧИ.
📍Caccia (итал.), chasse (франц.) — качча - музыкальный жанр и музыкально-поэтическая форма 14-15 вв искусства Ars Nova в Италии и Франции, использующая канон.
3-хчастный канон с ритурнелем, в котором два голоса (триплам и дуплюм) собственно исполняют вокальный канон в приму (то есть строго повторяют друг за другом) поэтические строки, а 3 голос — тенор — является инструментальным сопровождением, фактурно-равноправным с остальными голосами.
Весь смысл в том, что два вокальных голоса каччи ПРЕСЛЕДУЮТ ДРУГ ДРУГА, "гоняются друг за дружкой", используя ряд звукоизобразительных приёмов.
Из ранней каччи вырос более поздний жанр охоты эпохи Возрождения (на который повлиял мадригал и фроттола), а ещё позже — образцы "охоты" эпохи барокко, классицизма, романтизма.
📌Для Каччи характерны:
острые ритмы, синкопы, триоли, пунктиры
подвижность (ведь речь о гонке!), иногда тарантелльность
имитация скАчки на лошадях - интервалы, скачкИ
виртуозная мелизматика
использование духовых инструментов, часто валторн, корна да качча (охотничий РОГ), гобоя да качча, блок-флейт, труб
имитация сигнального ГОРНА
звуки улиц, выкрики толпы, образы ЯРМАРКИ, РЫНКА, ТОРГОВЛИ
звукоподражание: кукушки, птицы, звери, ЛАЙ СОБАК, шум леса, воды
часто используется эффект ЭХО, ДИАЛОГ (двух охотников, двух торговцев)
язык метафоры, иносказания (дичь, лань — "девушка")
весёлый позитивный характер, намёк на развлечение
В более поздние времена, в эпоху барокко, классицизма и романтизма, "Охота" стала имитировать РОГОВУЮ МУЗЫКУ, часто использовался т.н."ЗОЛОТОЙ ХОД ВАЛТОРН" (ОБОРОТ ФАНФАРНОГО ТИПА) с чередованием "терции-кварты-сексты".
Поэтому начало Сонаты Д.Скарлатти ("Охота" К159) 🎧 и Каприса Н.Паганини №9 ("Охота") так похожи!🎧
Первые образцы Качч мы находим у итальянцев Фр.Ландини ("Chosi pensoso"), Герарделло Флорентийского ("Tosto che l'alba"🎧👍), Лоренцо Флорентийского, Якопо Болонского (сохранилось не более 20 древних качч).
ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КАЧЧИ ПОРОДИЛИ чисто ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ. Каччи проросли в СОНАТНЫЕ, СЮИТНЫЕ и СИМФОНИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.
Охотой стали именовать отдельные части крупных произведений.
Конечно, правила написания с 14 и 15 вв. изменились и больше не были связаны с какой-либо строгостью (канона).
📌КТО ПИСАЛ "МУЗЫКАЛЬНУЮ ОХОТУ"?
Клавесинисты
Клеман Жанекен La chasse (Охота, вокал)🎧👍
Ж.Ф.Рамо (в опере "Ипполит и Арисия")
И.С.Бах "Охотничья кантата" (BWV 208)
Г.Ф.Гендель Diana-cacciatrice (кантата "Богиня Диана - охотница", HWV 79)
Фр.Фаш "Охотничья симфония"
Й.Гайдн "Симфония №73" ре мажор (Охота)
Й.Гайдн Симфония №31 "с охотничьим рогом" Hob 1:31
В.А.Моцарт
Леопольд Моцарт (отец) Sinfonia da caccia G dur для 4 валторн, струнных и РУЖЕЙНЫХ ВЫСТРЕЛОВ😉
А.Вивальди Концерт для скр. си-бемоль мажор оп.8, №10 "Охота" RV 362
Д.Скарлатти Соната для клавира К 159 "Охота"
Н.Паганини Каприс №9 Охота в форме рондо
Ф.Лист Этюд ми мажор по капрису Паганини "Охота"
Ж.М.Леклер скр.сонаты
Ж.Ж.Мондонвиль скр.сонаты
Ф.Крейслер "Охота"
Ф.Ж.Госсек Симфония Охота
Симфонии чешских композиторов-классицистов
и мн.-мн.другие
📌Вы спросите, так ПРИЧЁМ ЗДЕСЬ ИКОТА?)
Как обещала, расскажу!😉
Первые вокально-инструментальные CACCIA писались с использованием особой ТЕХНИКИ ГОКЕТ.
📝📍 Hoquetus, hoketus, ochetus, hochetus — от латинского, HOQUET - от французского "ИКОТА".
Техника многоголосной композиции в западно-европейской музыке XII-XV вв., в которой мелодическая линия РАССЕКАЕТСЯ на отдельные ЗВУКИ или группы звуков, которые распределяются ПО РАЗНЫМ ГОЛОСАМ (или инструментам), отчего исполнение становится прерывистым, как бы "заикается". Впервые описано в трактате монаха XII века.
Гокет — техника виртуозная, требовала от исполнителей настоящего мастерства.
Обязательно послушайте Каччу Клемана Жанекена🎧 до самого конца, это шедевр))).
Охота, промысел — одно из древнейших занятий человека. Это не только источник питания для целой семьи, это и совместный труд, развлечение, спорт....
На Охоте человек гнался за добычей, но (иногда) сам мог стать "дичью" в сетях королевских интриг и большой политики.
Спасибо за внимание.)😃