ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, кого композитор Н.Рорем однажды назвал САМЫМ ВЛИЯТЕЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ XX века со времён Сократа и какие 2 основополагающих принципа педагогики выделял этот Наставник? Известно ли Вам, что этот человек НАПОЛОВИНУ РУССКИЙ? 🕵🤔 Сегодня я расскажу о музыканте, преподавателе, исполнителе и общественном деятеле, о котором Вы (возможно) не знали раньше, зато ТОЧНО СЛЫШАЛИ О его УЧЕНИКАХ. "Его", в данном случае, не совсем точное местоимение, поскольку речь пойдёт о женщине — НАДЕ БУЛАНЖЕ (1887-1979, Париж, Франция).✨ Сразу возьму "быка за рога" и назову некоторых учеников этого преподавателя: А.Копленд, Ф.Гласс, И.Маркевич, Д.Э.Гардинер, Ж.Франсе, Ж.Ибер, Д.Мийо, М.Легран, В.Косма, Дж.Менотти, Дж.Гершвин, Л.Бернстайн, Д.Баренбойм, Р.Киркпатрик, Д.Липатти и многие-многие другие. Только в США Надя Буланже выучила более 600 музыкантов! В.Томпсон говорил: "в каждом городе США обязательно есть универмаг и ученик Буланже". Она преподавала композицию, теорию музыки, фортепиано, орган и дирижирование в Европе, США, Австралии и Канаде. Именно Надя Буланже открыла Астора Пьяццоллу ("короля танго"), помогла ему не слушать других и найти свой индивидуальный стиль танго нуэво (возвысить аргентинское танго до мировых масштабов жанра профессиональной музыки). 📍1 принцип Нади Буланже — уважение к мастерам прошлых веков и знание старинной музыки. Все ученики Буланже ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ 24 прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха, уметь импровизировать в барочных жанрах и суметь легко написать фугу. Можно было бы обвинить данного педагога в консерватизме, если бы не блестящий результат её 70-летнего "служения искусству". 📍2 принцип Нади Буланже — расширение "эстетического пространства" вокруг ученика, раскрытие его индивидуальности. 📝"Вы должны создать язык, который затем даст свободу быть самим собой. Всегда нужно быть самим собой — это является признаком гения в себе". /Н.Буланже/ 📌Надя около 70 лет преподавала в Париже: Парижской консерватории, а также в Ecole Normal А.Корто (частной консерватории Парижа). Кроме этого: в Музыкальном колледже Лондона, в Джульярд Скул (США), в Вашингтонском музыкальном колледже (округа Колумбия), в Балтиморской консерватории Пибоди, в Американской консерватории Фонтенбло и др. местах. Надя Буланже оказала несомненное влияние на весь "цвет" музыкального искусства в области композиции, фортепианого исполнительства и дирижирования XX века. 📌 Самое удивительное, Надя не была собой довольна, относилась к себе сверх критично, считая младшую сестру, которую воспитывала (Лили Буланже) более талантливой во всём...особенно в композиции. 📝" Если есть одна вещь, в которой я уверена, это то, что моя музыка ничего не стОит". /Н.Б./ 📌📍📝 НАДЯ БУЛАНЖЕ — Джульетта (Juliette Nadia Boulandger) — французский композитор, дирижёр, пианист, органист, теоретик, общественный деятель, выдающийся педагог. Женщина с могучим интеллектом и волей. Родилась в семье потомственных музыкантов (1887). 2 поколения рода Буланже были связаны с Парижской консерваторией. 📍Бабушка Нади — Мари-Джули Буланже — знаменитая певица театра Опера Комик. 📍Дедушка — Фредерик Буланже — известный виолончелист. 📍Отец Нади — Эрнест Буланже — композитор, пианист, скрипач и вокалист. Лауреат Большой Римской премии как композитор. Преподаватель сольного пения в Парижской консерватории. 📍МАТЬ Нади— певица РАИСА МЫШЕЦКАЯ (Mychetsky, 1858-1935) родилась в Санкт-Петербурге. Дочь КНЯЗЯ Ивана Ивановича Мышецкого и княгини Екатерины Ивановны. В 1874 году познакомилась с Эрнестом Буланже, который гастролировал по России. В то время Раиса была замужем. В 1877 году молодая Мышецкая переехала в Париж ради занятий вокалом с Эрнестом и вышла за него замуж. Разница в возрасте составила почти 40 лет. Первые уроки Надя получила именно от мамы. 📍Надя Буланже поступила в Парижскую консерваторию в возрасте 9 лет (в 1896, классы композиции и органа Габриэля Форе и Шарля Видора). Уже в период учёбы (к 13 годам) Надя содержала всю семью, стала единственным кормильцем, рано начала давать уроки и выступать с концертами (из-за смерти отца в 1900). С 1903 года помогала Г.Форе в его органном музицировании в церкви Ла Мадлен (Париж). Получила Римскую премию в области композиции. 📍Дирижёрский дебют Нади Буланже состоялся в 1912 году. 📍Во 2 половине 1900-х активно концертировала как пианистка. В 1924-25, 1938 ездила в турне по США (как пианистка, органистка и дирижёр). 📍Записывалась совместно со своим учеником Дину Липатти (в 4 руки). 📍Преподавать в нескольких странах начала (как я писала выше) с 1920. 📍С 1948 по 1979 (до самой смерти) являлась Директором Американской консерватории в Фонтенбло. 📌Надя Буланже — 1-ая женщина-дирижёр, вставшая к пульту нескольких знаменитых оркестров мира: в 1937 дирижировала всей программой Королевского оркестра Филармонии (Лондон, Англия), в 1938 — Бостонским, Нью-Йоркским, Филадельфийским и BBC оркестрами. Дирижировала в США на премьерах сочинений Стравинского. Записала редко исполняемые сочинения Монтеверди, пропагандировала музыку старых мастеров, в т.ч. Шютца и композиторов эпохи французского барокко, а также современников Форе, Франсе, Копленда и др. 📝Однажды Надю журналисты спросили: "Вот Вы — женщина-дирижёр. Что вы чувствуете при этом?" Она ответила: " Я УЖЕ 50 ЛЕТ КАК ЖЕНЩИНА. У меня было время привыкнуть и не испытывать по этому поводу никаких особых ощущений."😉👏 В XXI веке появилось "толерантное" феминистское слово "МаэстрА" (вместо МаэстрО), во времена Нади люди не искали новых терминов и подходов, поскольку Буланже являлась скорее исключением из всех правил. "Привыкать" к такому Человечество не собиралось... 📌Надя Буланже всю жизнь прожила в тени своей младшей сестры-вундеркинда. Уже в 2-летнем возрасте сам Форе открыл у Лили уникальные способности к музыке. Заниматься с ней начала мама и сестра (Надя). Лили стала известным композитором, единственной женщиной, получившей Гран При Римской премии... Её музыку печатали, узнавали. Лили принимал у себя Президент Франции Р.Пуанкаре. Увы, девушка умерла от кишечного туберкулёза в 1918 году (в возрасте 24 лет) и старшая сестра Лили — Надя всю жизнь будет пропагандировать и исполнять композиции покойной. Надя Буланже практически перестала сочинять после кончины сестры (с 1918). 📌 В 1966 году Надя Буланже посетила Россию, чтобы принять участие (в качестве члена жюри) в Международном конкурсе им.П.Чайковского (под председательством Э.Гилельса). 📌СТИЛЬ: влияние направлений конца XIX - XX вв. Поздний романтизм, импрессионизм, неоклассицизм. 📌НАСЛЕДИЕ: 2 симфонических произведения, 1 опера "Мертвый город", камерная, фортепианная, вокальная музыка (романсы, вок.циклы), духовные сочинения. 📌БОЛЕЗНИ. В конце жизни Надя начала терять слух и зрение. Но упорно сражалась за саму возможность продолжать творить. Преподавала до самой смерти в 1979 году (Париж). 📌В качестве заключения. КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ? Это не всегда тот, кто придерживает тебе каждый палец.... Иногда это тот, кто талантливо направит твои будущие мысли и УКАЖЕТ ТЕБЕ ПУТЬ К САМОМУ СЕБЕ. Спасибо за внимание))). /Во вложениях 3 пьесы Нади Буланже для виолончели и фортепиано 🎧 (1914), фото Нади, с учениками И.Менухиным и Л.Бернстайном, А.Пьяццоллой, фото мамы — урождённой княгини Раисы Ивановны Мышецкой./ #СПбРимкор