ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, что великое "Болеро" Равеля — это не только отсылка к испанской теме, но и своеобразный "памятник ШЕСТЕРЁНКЕ, конвейеру, льющемуся металлу и ЗАВОДАМ XX века"?))) Какой сюжет замыслил автор на самом деле? Правы ли некоторые биографы композитора, называвшие мать Равеля — "испанкой" и КТО ТАКИЕ БАСКИ? 🕵🤔
📌 Эту главу я бы назвала "Ода заводам и конструктивизму".😉
Рядом с домом (поместьем "Бельведер") Равеля находился завод, проходя мимо которого композитор говорил друзьям: "ЭТО ЗАВОД ИЗ БОЛЕРО".
Первоначальным замыслом автора было изобразить в декорациях балета настоящий завод. На фоне станков и машин трудились рабочие, балерина начинала свой танец, постепенно вовлекая присутствующих в движение. В разгар болеро являлся тореро и в порыве ревности закалывал возлюбленную кинжалом /чудится отсылка к Кармен, не так ли?😉/.
Вот такой замысел сопровождал написание знаменитого оркестрового произведения.
Тема ЗАВОДОВ, машинерии, механики, план будущей пьесы появились намного раньше издания "Болеро" 1928 года— во время плавания Равеля на яхте с друзьями по Германии, Бельгии, Франции и Нидерландам в 1905 г.
Свидетельства мы находим в письмах композитора.
Давайте почитаем. 📝
📍11.05.1905 (Бельгия, на яхте "Эме"): "Мы подошли к Льежу./.../ Сейчас мы проплывали промышленный район, повсюду чёрные дома или тёмный кирпич. Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один— он похож на романский собор из чугуна, верх которого покрыт бронёй, заклепанной болтами. Из него вырывается рыжий дым и гибкие языки пламени. /.../ видели полёты аэропланов. Город очень красив, повсюду большое оживление. Великолепное солнце. Бегу на почту за письмами. Как хорошо жить!"
📍29.06.1905 (Амстердам, на яхте "Эме"): "На полях мельницы до самого горизонта. Куда бы ни взглянул, видишь одни вертящиеся крылья. В конце концов начинаешь чувствовать себя автоматом при виде этого механического пейзажа".
📍05.07.1905 (на Рейне, подплывая к Дюссельдорфу, яхта "Эме"): "Со вчерашнего дня мы в Германии, на немецком Рейне. Это далеко не тот трагический и легендарный Рейн, каким я его воображал, нет ни русалок, ни гномов, ни валькирий./.../
То, что я увидел вчера, ВРЕЗАЛОСЬ МНЕ В ПАМЯТЬ и сохранится НАВСЕГДА, как и Антверпенский порт. После скучного дня на широкой реке, между безнадёжно плоскими невыразительными берегами, открывается ЦЕЛЫЙ ГОРОД ТРУБ, ГРОМАД, ИЗВЕРГАЮЩИХ ПЛАМЯ И КЛУБЫ РЫЖЕВАТОГО И СИНЕГО ДЫМА. ЭТО ХАУМ, ГИГАНТСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД, на котором круглые сутки работают 24 000 рабочих."/ Морис Равель/
Композитор назвал это зрелище "изумительным". Читаем дальше:
"Мы поравнялись с ЗАВОДАМИ, когда уже смеркалось. КАК ПЕРЕДАТЬ ВАМ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ЭТОГО ЦАРСТВА МЕТАЛЛА, ЭТИХ ПЫШУЩИХ ОГНЁМ СОБОРОВ, ОТ ЭТОЙ ЧУДЕСНОЙ СИМФОНИИ СВИСТКОВ, ШУМА ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ, ГРОХОТА МОЛОТОВ, КОТОРЫЕ ОБРУШИВАЮТСЯ НА ВАС? НАД НИМИ— КРАСНОЕ, ТЁМНОЕ И ПЫЛАЮЩЕЕ НЕБО.
К тому же разразилась гроза. Мы вернулись страшно промокшие, в разном настроении: Ида /Годебская, хозяйка салона, друг/ была подавлена и чуть не плакала, я тоже ГОТОВ БЫЛ ПЛАКАТЬ, НО ОТ ВОСТОРГА.
КАК ЭТО МУЗЫКАЛЬНО!...НЕПРЕМЕННО ИСПОЛЬЗУЮ."
/Равель/
Морис Равель всегда увлекался механикой и автоматами, возможно, в нём проявлялась генетика— отец композитора работал инженером путей сообщения на железной дороге.✨
"МЕХАНИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ и антураж" окажется тесно сплетённым с другой любимой тематикой Равеля — "испанской".
📍"ИСПАНИИ" французский композитор посвятил раннюю "Хабанеру" (которую написал в 20-летнем возрасте, в 1895 году), оркестровую "Испанскую рапсодию" (1907-1908), "Альбораду", оперу "Испанский час" (1907), оркестрово-хореографическое "Болеро" (1928), "3 песни Дон-Кихота" (1932-1933). В 1914 был задуман (но не реализован) "Загпьяк-Бат" (фортепианный концерт на темы баскского фольклора).
Кстати, блистательная комическая ОПЕРА в 1 действии "ИСПАНСКИЙ ЧАС✨" была вдохновлена "Женитьбой" Гоголя, Равель решил повторить речевую декламацию языка Мусоргского (о чём писал в письмах семье Годебских). Французский композитор хорошо знал и любил русскую музыку. Все мы помним, как он блестяще переложил на оркестр фортепианный цикл Мусоргского "Картинки с выставки".
🎧 В моей подборке треков вы можете послушать арию баса из оперы Равеля, в конце трека отчётливо "КУКУКАЮТ" МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ. "Тиканье" и "игрушечная музыка" сопровождают всю партитуру.
В письмах автор писал, что хотел передать атмосферу "ЗАБАВНЫХ ШУМОВ, которая окружает действующих лиц в лавке ЧАСОВЩИКА", а также разнообразие характерных ритмов испанской музыки.
Как мы видим, в опере "Испанский час" вновь "ИСПАНСКИЕ РИТМЫ" идут рука об руку с "МЕХАНИКОЙ" (в данном случае, часов).
"Я хотел передать иронию именно музыкой, гармонией, ритмом, оркестровкой, а не так, как в оперетте, путём произвольного нагромождения смешных слов" /Равель/
М.Равель обожал танец во всех его проявлениях. В творчестве композитора мы встречаем балеты, павану, малагенью, форлану, фокстрот, болеро, ригодон, 3 менуэта и вальс, а также народные ритмы Испании, Страны басков и Востока.
📌Возвращаясь к "БОЛЕРО" до-мажор, добавлю справочную информацию о произведении:
📚 Премьера состоялась в Париже ("Гранд опера") в 1928 году.
Сочинение посвящено Иде Рубинштейн (1883-1960)— балерине, ученице М.Фокина, начавшей свою карьеру в Петербурге, продолжившей с 1909 в Париже (она 1-я исполнительница в "Шехеразаде" у Дягилева). Танцовщица вдохновила Равеля на сочинение "Болеро" (а также на создание хореографического "Вальса", который исполнялся в одном вечере с Болеро).
Изначально Иде для собственной антрепризы требовалась инструментовка нескольких испанских пьес И.Альбениса, которые она могла бы использовать для танца.
Равель написал Болеро и оно превратилось в знаменитый балетный номер. Длительность звучания от 15 до 18 минут (в зависимости от темпа и наличия-отсутствия ускорения).
Сам автор настаивал на том, что ускорять в Болеро нельзя.
/Завод ведь не "ускоряет" и никуда не спешит;)/
Итак, премьеру 1928 года исполняла русская балерина Ида Рубинштейн на фоне декораций русского же оформителя - Александра Бенуа.
Ида танцевала на круглом столе "таверны" в туфлях на каблуках (подражая фламенко), будто изображая "зверя в клетке".
В память об Иде Рубинштейн эту постановку повторили вновь в театре "Ла Скала" (Милан) в 1999. Партию исполнила Илзе Лиепа.
15-минутный балет обрёл самостоятельную концертную жизнь, многие дирижёры мира вставляли Болеро в свои программы.
Специфика Болеро М.Равеля: в нём почти НЕТ РАЗВИТИЯ и почти нет модуляций. ГЛАВЕНСТВУЮТ РИТМ И ОРКЕСТР.
Драматургия разворачивается ТОЛЬКО ЗА СЧЁТ ДОБАВЛЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ, крещендо достигается всё бОльшим разнообразием тембров.
"Верховодит" в сочинении МАЛЫЙ БАРАБАН, который производит 4056 ударов в определённой последовательности.
РИТМ данного сочинения ОТВЕЧАЕТ ЗА создание ФОРМЫ.
ЛЮБОПЫТНО И ТО, что РИТМОФОРМУЛА "Болеро Равеля" ОТЛИЧАЕТСЯ от исконной народной (смотрите фото).✨
Считается, что предком болеро 18 века являлся испанский народный танец СЕГИДИЛЬЯ (из Кастильи XV века), ТАНЕЦ С ПЕНИЕМ, КАСТАНЬЕТАМИ, гитарой, мандолиной, лютней и барабаном.
Тема болеро у Равеля, словно "в оковах остинатного ритма", повторяется и проворачивается с нарастающим эмоциональным напряжением "в гигантских жерновах" бездушной машины.
📍ФОРМА В БОЛЕРО: А. Альшванг писал о "гигантской одночастности" в данном сочинении, хотя, можно указать на несколько вариаций.
📍М.Равель проявил себя, как новатор в оркестровке, используя саксофоны (3 вида), гонг, тамтам, челесту, турецкий барабан.
📝Вот, что писал русский композитор Н.Мясковский (С.Прокофьеву, в 1930) о партитуре "Болеро" М.Равеля: "Нагнетание в ней сделано хорошо, но смысл политональных мест остаётся также неясен, как и при исполнении— совершенно не вытекает из простого замысла. Раздражают саксофоны. Вы ещё не пользовались этой дрянью? Какая извращённость, что этот вульгарный звучок получил такую моду! Ведь это клоун в ряду других инструментов". /Н.Мясковский/🙈
📍В 1930 году А.Тосканини дирижировал "Болеро" в присутствии автора. Равель настаивал на отсутствии ускорений.
Диалог двух гигантов можно было бы выразить так:
— Это не мой темп!
— Когда я играю в Вашем темпе, это никуда не годится!
— Тогда не играйте вОвсе!
— Вы ничего не понимаете в Вашей музыке!
...... После концерта Равель сказал Тосканини:" Так разрешается только Вам и никому другому!"
📍Болеро Равеля часто использовали в кино, в том числе такие известные режиссёры, как А.Куросава, К.Лелюш, Ж-Л.Годар. В отечественной экранизации "Мастера и Маргариты" М.Булгакова композитор А.Шнитке использовал Болеро, как лейтмотив Воланда.
📍Подобный принцип нагнетания за счёт оркестровки использовал Д.Шостакович в теме НАШЕСТВИЯ 7-ой "Ленинградской" симфонии.
📌СТИЛЬ М.РАВЕЛЯ: творчество композитора пришлось на начало XX века. С 1889 г учился в Парижской консерватории (классы Ш.Берио, Г.Форе и др). Работал в направлениях:
Импрессионизм
Конструктивизм
Неоклассицизм
В наследии Равеля гармонично сочетаются РАЦИОНАЛЬНОЕ и ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ начала.
Влияние национальной французской, испанской, мавританской музыки и культуры страны басков.
Виртуоз оркестровки
в его сочинениях ясность форм
часто использует секундово-квартовые, пентатонические обороты
интересные ритмы (важная роль ритма)
полиритмию
сложные размеры
необычные аккорды
многозвучные аккордовые комплексы (до 12 звуков в вертикали)
обилие побочных тонов в аккордах
альтерации
архаичные лады
лады испанской музыки
избегал вводного тона
увлекался джазом
📌БАСКИ.
Морис Равель родился в 1875 году в городе СИБУР (фр.Cibour, баск.Ziburu) на берегу Атлантического океана, напротив города Сен-Жан-де-Люз. Это типичный баскский городок.
Папа Мориса являлся французом, швейцарцем по происхождению (инженером, который играл на флейте и трубе), а вот мама происходила из старинного рода БАСКОВ. В доме часто звучал баскский фольклор.
Регион басков находится на границе Испании и Франции.
Это абсолютно обособленная область, имеющая СВОЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРУ, КУХНЮ, ТРАДИЦИИ.
БАСКИ— ДРЕВНЕЙШАЯ НАРОДНОСТЬ ЕВРОПЫ!
Учёные доказали, что баски живут на этих землях 35 000 лет и происходят от кроманьонского человека (их днк неизменно с доантичных времен). Более 50% басков имеют отрицательный резус-фактор (в Европе ок.16%).
Языку басков (который называется ЭУСКАРА) около 8000 лет и это единственный доримский язык Европы, сохранившийся до наших дней, не принадлежит ни к одной из известных групп.
Обособленная территория на картах называется "СТРАНА БАСКОВ", в Северной части (французской) проживает около 300 000 басков, в Южной части (испанской) — до 2, 5 миллионов басков.
Очень свободолюбивый народ, который не раз отстаивал свою независимость (восставал против римлян, арабов, франков, Наполеона и др).
Автономию официально получил в 1980 году.
Города басков: Бильбао (один из крупнейших портов), Витория, Сан-Себастьян, Баракальдо, Лагуардия и др.
Вера: католицизм.
Баски обладают смуглой кожей, удлинёнными чертами лица, тёмными волосами.
Символ басков — мужской берет.
Кухня басков: на их территории находится множество ресторанов, имеющих "звезды Мишлена".
Особенности кухни басков: почти не используют пряности, не жарят, только тушат и варят.
Продукты не хранят! Не солят, не замораживают.
Только свежие мясо, рыба, морепродукты, овощи, фрукты, грибы.
Популярны скумбрия, ставрида, треска, камбала, устрицы, мальки морского угря, щёки хека, фаршированные крабы, морские "уточки" (Percebes, скальные ракообразные, дорогое блюдо).
📌Мы подошли к важному факту.
20 января в День Святого Себастьяна с XVIII века в стране Басков проводится TAMBORRADA, по баск.- TANBORRADA= Праздник-ШЕСТВИЕ С БАРАБАНАМИ.
В течение 24 часов по улицам передвигается огромная "лава" барабанщиков, одетых в особые исторические костюмы.
Стуча в бочонки и металлическую посуду баски когда-то давали понять о недовольстве, бастовали, восставали против чужих, шумом прогоняли неугодных.
Шествие одного из самых грандиозных оркестров барабанщиков мира — это часть истории этой удивительной области.
Ко взрослым "полкам" присоединяются детские, юные баски и басконки ударяют в малые барабаны.
НЕ ЭТО ЛИ ЯВЛЕНИЕ В КРОВИ Мориса Равеля?
Вы всё ещё слышите этот завораживающий ритм....?
Таам-тадададам-тадададаам-там...будто воззвание к предкам.
Ведь "вначале был...РИТМ".
24.11.22 Спасибо за внимание)😀
#СПбРимкор