"НЕСЧАСТЛИВЫЙ 13 ОПУС или История одной депрессии".🕵 Добрый вечер, дорогие друзья, сегодня речь пойдёт о 1 СИМФОНИИ С.В.РАХМАНИНОВА (ре минор).📝✨ Когда мы учились, то внимание уделяли другим сочинениям гениального композитора. Про "Первую ре-минорную" нам говорили "неудачная премьера вызвала у автора такой кризис, что он хотел бросить сочинительство, три года не писал вообще, лечился.... и т.д." Давайте сегодня не будем зацикливаться только на "неудаче", лучше рассмотрим партитуру🧾, послушаем саму музыку🎧, прочитаем о полотне интересные подробности и ВЫНЕСЕМ, НАКОНЕЦ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.🤔 📌Сначала немного отклонимся от темы, я расскажу, как и почему впервые познакомилась с партитурой 1 симфонии Рахманинова. В 1996 году я (студентка нашего училища) отправилась на консультацию к будущему шефу (по консерватории), тогда ещё доценту, Владимиру Олеговичу Шакину. Играя выдающийся цикл для фортепиано - "Вариации на тему Корелли" Сергея Васильевича (1931), я ожидала каких угодно замечаний.... Но, после того, как я закончила, мастер задал мне хитрый вопрос "КАКИЕ ЕЩЁ СОЧИНЕНИЯ РАХМАНИНОВА написаны в тональности РЕ-МИНОР и какой круг ОБРАЗОВ волновал автора этих опусов?" Вопрос застал меня врасплох, я не была готова к полному ответу и ушла "думать". В 90-е интернета у меня не было, поэтому отправилась я в читальный зал и библиотеку. Мой ответ выглядел так: В ре-миноре написаны 📍 Сюита ре-минор для оркестра (1891) Элегическое трио №2 ("Памяти великого артиста" на смерть П.Чайковского, 1893-1894) ре-минор СИМФОНИЯ №1 (1895) ре-минор Концерт для фортепиано №3 (с интонациями церковного знаменного распева, 1909) Этюд-картина ре минор №4 Прелюдия опус 23 №3 ре-минор Соната для фортепиано №1 ре-минор Вариации на тему Корелли (1931) ре-минор КРУГ ОБРАЗОВ и семантика тональности: ТЕМА СМЕРТИ и РОКА. "Смерть" в трактовке С.Рахманинова выступает не как примиряющее начало, а как нечто ВРАЖДЕБНОЕ ЧЕЛОВЕКУ, вступающее с ним в острый конфликт. Русский композитор использовал тему Смерти и Гнева Божьего чаще своих коллег - а именно, не менее 7 раз! По воспоминаниям двоюродной сестры Рахманинова —С.Сатиной— молодой композитор выбрал ЭПИГРАФОМ РЕ-МИНОРНОЙ СИМФОНИИ библейские строки "МНЕ ОТМЩЕНИЕ И АЗ ВОЗДАМ" (о неизбежности расплаты за грехи людские, о СУДНОМ ДНЕ). Речь идёт о знаменитом католическом песнопении "Dies Irae" (Диес Ире, дне гнева, судном дне), сочинённом в XIII веке монахом-францисканцем Фомой Челанским. Музыкальная тема средних веков несёт в себе угрозу и звучит весьма зловеще. На 1 мотив песнопения писали свои сочинения многие композиторы: Берлиоз, Сен-Санс, Глазунов, Чайковский, Рахманинов, Мясковский, А.Хачатурян, Шостакович, Онеггер и др. Рахманинов использует не только мотив в чистом виде, но и ИНТОНАЦИОННЫЕ АЛЛЮЗИИ на него. У РАХМАНИНОВА мотив СМЕРТИ (Dies Irae) и аллюзии на него появляются минимум в 7-ми сочинениях: 📍1-ая Симфония ре минор (1895) 📍 1-ая Соната для фортепиано (тоже ре минор) по трагедии Гёте "Фауст" (1909, опус 28) 📍Симфоническая поэма по картине символиста Бёклина "Остров мёртвых" (опус 29, 1908-1909 гг, название говорит за себя) 📍Вариации на тему Корелли ре минор (1931, опус 42, завуалированная тема, отголоски, факт признан музыковедами) 📍"Рапсодия на тему Паганини" для фортепиано с оркестром (1934, тема диес ире в VII вариации) 📍3-я симфония (1937) 📍"Симфонические танцы" (1940, за 3 года до смерти, в этом опусе проросли темы 1 симфонии, тема диес ире в коде финала) Таким образом, Первая симфония русского композитора — это ПУТЬ К ПОЗДНЕМУ СТИЛЮ, к тому кругу образов и той экспрессии, трагизму, ИЗЛОМУ, которые в полной мере проявятся позже. 1-ый мотив симфонии ре минор = зерно всего 4-частного цикла, которое "прорастет" через все части по принципу лейтмотивов, законов программного симфонизма и оркестровых поэм XIX века. В основе первой темы - выписанное группетто, но оно проявляется не в качестве грациозной фигуры, а в виде некоего "озвученного ПРИГОВОРА, ЗЛОВЕЩЕГО ПРОРОЧЕСТВА, ПРЕДНАЧЕРТАНИЯ". Давайте посмотрим текст католического песнопения 13 века (Диес Ире): "РАЗДАЁТСЯ ЗВУК ТРУБЫ, ОН ПРОНИКАЕТ В ЗЕМНЫЕ МОГИЛЫ, ЗОВЁТ ВСЕХ ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД ТРОНОМ" I часть симфонии - Grave. Allegro ma non troppo. Allegro vivace (ре-минор) II часть симфонии - Allegro animato (Фантастическое скерцо, фа-мажор) III часть Larghetto (си-бемоль мажор) IV часть Allegro con fuoco (ре-мажор, синтез материала всех частей) В музыке 1 симфонии слышится экспрессия, полифоничность, экзальтация, трагизм и инфернальность образов. 📌🧾ИСТОРИЯ премьерного исполнения. Симфония №1 (опус 13) была написана в 1895 году 22-летним композитором. Продолжительность цикла около 45 минут. По рекомендации С.Танеева, Рахманинов отправил партитуру 1 симфонии из Москвы в Петербург (Беляеву для исполнения в цикле Русских Симфонических Концертов). В Петербурге того времени к Рахманинову относились прохладно. К тому же противостояние двух столичных городов также сыграло свою роль. На премьере 15 марта 1897 года присутствовал весь "цвет" Петербурга (знаменитые композиторы и дирижёры, в том числе Римский-Корсаков, Стасов, Направник, Танеев, Кюи и др). Оркестранты и дирижёр Глазунов репетировали ТОЛЬКО 1 РАЗ! К слову, для американской премьеры в 1948 году дирижёру Юджину Орманди понадобится 7 РЕПЕТИЦИЙ для знакомства с текстом симфонии и проникновения в авторский замысел. Тончайшие нюансы, все ремарки партитуры Рахманинова на премьере в Петербурге выполнены не были. Исполнялось симфоническое полотно "крупным помолом"... Глазунову музыка симфонии не понравилась и на том концерте он дирижировал, не вникая в подробности, стоял апатично, просто задавал темпы палочкой. 📝С.Сатина: "Много лет спустя он /Рахманинов/ рассказывал, что во время исполнения её прятался на лестнице, ведшей на хоры Собрания, зажимал временами уши, чтобы заглушить терзающие его звуки, стараясь понять, в чём дело, в чём ошибки". По воспоминаниям Сатиной, Сергей Васильевич упоминал, что Глазунов был не совсем трезв 15.03.1897... Доказательств этого не существует. 📝Оссовский писал: "Сложная партитура Рахманинова оказалась недоученной, не освоенной оркестром и дирижёром"./..../ "Исполнение было сырое, недодуманное, недоработанное и производило впечатление неряшливого проигрывания, а не осуществление определённого художественного замысла, которого у дирижёра /Глазунова/ и не было..." "Ритмическая жизнь, столь интенсивная в творчестве и исполнении Рахманинова, увяла. Динамические оттенки, градации темпа, нюансы экспрессии — всё то, чем так богата его музыка, исчезло. Бесконечно тянулась какая-то аморфная, мутная звуковая масса. Вялый характер дирижёра довершал всю томительную мертвенность впечатления". /Оссовский/ Спустя 20 лет после премьеры Рахманинов писал Б.Асафьеву:📍📝 "Теперь про Симфонию опус 13. Что сказать про неё?! Сочинена она в 1895 г. Исполнялась в 1897. Провалилась, что, впрочем, ничего не доказывает. Проваливались хорошие вещи неоднократно, и ещё чаще плохие нравились. До исполнения Симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После 1-го прослушивания — мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на середине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспренного... Симфония очень плохо инструментована и также плохо исполнялась (дирижёр Глазунов). После этой Симфонии не сочинял ничего около 3-х лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки...Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины..." ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ПАРТИТУРЫ. ДЕТЕКТИВ. Иногда пишут, что партитура 1 симфонии была (якобы) уничтожена автором. На самом деле это не так. Перед отъездом на запад (в 1917 г) С. Рахманинов передал ключ от своего письменного стола в московской квартире С.Сатиной (в столе хранилась рукописная партитура). Сатина перевезла стол в свою квартиру. Содержимое стола оставалось в нём и далее. В 1921 году Сатина эмигрировала. Стол забрала себе домработница семьи — М.Шаталина (по мужу Иванова), она умерла в 1925 году. Все рукописи Рахманинова были переданы государством в Архив музея Глинки в Москве. Рукопись партитуры 1 симфонии пропала. В 1944 году А.Оссовский нашёл оркестровые голоса симфонии в беляевском архиве библиотеки Ленинградской Консерватории. Партитуру по голосам оркестра и по сохранившемуся авторскому 4-ручному переложению, под руководством дирижёра Гаука, восстановил библиотекарь ленинградской Филармонии — Б.Г.Шальман. 17 октября 1945 года Александр Гаук продирижировал Восстановленной 1-ой симфонией С.Рахманинова, не исполнявшейся до того в течение 50 ЛЕТ! /при жизни композитора после премьеры в 1897 году - ни разу/ В 1947 году восстановленная партитура была издана под редакцией А.Гаука. Из воспоминаний Евгения Светланова: "Мне, тогда ещё студенту, выпало счастье быть свидетелем подлинного триумфа рахманиновского шедевра. Переполненный Большой зал консерватории горячо приветствовал рождение симфонии. Этот день навсегда сохранится в памяти тех, кто был на этом концерте" (Е.Светланов, 1973 о второй премьере 1945). 📌ДЕПРЕССИЯ. После неудачной премьеры началась настоящая травля Рахманинова со стороны публики, прессы, музыкальных критиков. В XXI веке это явление назвали бы модным иностранным словечком "буллинг". Сочинение уничижительно обозвали "декадентским". Больше всех в процессе нападок на молодого автора проявил себя Цезарь КЮИ, который писал "если бы в АДУ была консерватория, если бы одному из её даровитых учеников было задано написать программную симфонию на тему "СЕМИ ЕГИПЕТСКИХ ЯЗВ" и если бы он написал симфонию вроде симфонии г.Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привёл в восторг обитателей ада..." Кюи о 1 симфонии Рахманинова: "Изломанные ритмы" "Неясность и неопределённость формы" "Полное отсутствие простоты и естественности" "Болезненная извращённость гармонизации" "Оргия и анархия звуков" "Мрачно-болезненное настроение" "Бессмысленное повторение одних и тех же трюков" "Музыкальная натура г.Рахманинова неуравновешенна, болезненна, извращенна, а его стремление к небывалому привело к истинно адской музыке, вдобавок очень однообразной, а подчас — просто скучной" А.П Коптяев писал о 1 симфонии Рахманинова: "Сплошной недостаток". Молодой Рахманинов наложил запрет на дальнейшее исполнение 1-ой симфонии, но в одном из писем всё же написал "от симфонии своей не откажусь!" Сергей Васильевич 3 года ничего не сочинял, лежал на кушетке в депрессии. Отвлекался только на частных уроках. Лечился сеансами ГИПНОЗА у врача Николая Даля. В результате, в 1900 на свет появился гениальный Концерт для фортепиано с оркестром №2, который любим во всём мире. 📌 ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ НЕУДАЧИ 15.03.1897 Современные музыковеды указывают на неподготовленность слушателей конца XIX века к прорыву в будущее, к новой стилистике автора. В 1 симфонии ре-минор проявились черты более позднего стиля Рахманинова, ухода от постромантических традиций. 📌СТИЛЬ С.В.РАХМАНИНОВА: Первые 20 лет —традиции "кучкистов", русской песенности, церковных знаменных распевов, колокольность, стиль Чайковского, русский ПОЗДНИЙ РОМАНТИЗМ. СИНТЕЗ петербургской и московской композиторских школ. Далее — поиск собственного стиля. Ключевые годы в "обновлении стиля": 1900 и 1926. СМЕШЕНИЕ завоеваний позднего романтизма с элементами джаза, виртуозного стиля XIX века, цыганской, бытовой музыки, ресторанной эстрады 30-х гг, символизма модерна, токкатности авангарда и тд. ПОЛИСТИЛИСТИКА. Можно смело сказать, что Рахманинов ни к одному из течений XX века полностью не примкнул (ни к импрессионизму, ни к авангарду) и выработал СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УЗНАВАЕМЫЙ АВТОРСКИЙ СТИЛЬ. 📌 Прочесть о 1 симфонии можно в письме С.Рахманинова Б.Асафьеву (13.04.1917) и А.В.Затаевичу (06-7.05.1897), в "Воспоминаниях" А.В.Оссовского, о восстановлении партитуры можно посмотреть фильм студии "Ленфильм" - "Возвращённая музыка" (1964). 📌Известные записи 1 симфонии: дир.Ю.Орманди (Филад.орк), дир.М.Плетнёв (РНО), М.Янсонс (Лен.Филарм), А.Превен (Лонд.орк.), В.Ашкенази (Концертгебау), Г.Рождественский (Минкульт СССР СО), Д.Нозеда (BBC), Е.Светланов (Б.театр, Москва+ БСО СССР). ✨В качестве заключения. Рахманинов всю жизнь помнил о своей неудаче (о премьере симфонии) в том смысле, что он СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ. Благодаря стрессу композитор пришёл к совершенствованию, более тщательному подходу в сочинительстве, к ЗРЕЛОМУ СТИЛЮ. "Работа над собой" сделала из Сергея Васильевича того Рахманинова, музыку которого мы знаем и любим. Спасибо за внимание. #СПбРимкор #ГодРахманинова

Теги других блогов: продвижение SEO Google