Дорогие друзья, задумывались ли Вы, как можно своими словами объяснить связь между термином "БАРОККО" и той самой "ЖЕМЧУЖИНОЙ" (от которой он произошёл)?🕵
В работе я столкнулась с ситуацией, когда наши замечательные учащиеся используют правильные слова (из энциклопедии), говорят заученными фразами, но не понимают чего-то важного.
Тот факт, что происхождение слова barocco имеет прямое отношение к ювелирным терминам, побудил меня вспомнить об изделиях коллекции МЕДИЧИ 16-17 вв, хранящихся в Палаццо Питти. В детстве у меня был глянцевый иностранный альбом с иллюстрациями барочных украшений, подвесок и кубков-наутилусов. Я обожала рассматривать детали, ведь в этих мельчайших и ярких подробностях и был заложен посыл эпохи и стиля.
НО... НАЧНЁМ СНАЧАЛА.
📌📝
В некоторых интернет-изданиях встречается информация о том, что жемчуг определённой формы назвали в честь стиля барокко.
Это В КОРНЕ НЕВЕРНО!
Всё наоборот. Это стиль назвали в честь УЖЕ СУЩЕСТВОВАВШЕГО ЮВЕЛИРНОГО ТЕРМИНА.
📍Португальское PEROLA (perla) BAROCCO — означало "испорченная жемчужина", в наши дни это перевели бы, как "НЕФОРМАТ, НЕКОНДИЦИЯ".
Изначально такой "кривой", "неидеальный" жемчуг мог отбраковаться.
Когда-то португальское словечко имело и второе, довольно грубое значение (бранное слово).
Похожее латинское VARRUCA означало "ДЕФЕКТ в драгоценном камне".
Что понимали под "неправильной формой"?
ЛЮБУЮ НЕСФЕРИЧЕСКУЮ и НЕКРУГЛУЮ.
Барочный жемчуг бывает разных форм и цветов:
Овальный
Грушевидный
Каплевидный
Эллипсовидный
Игольчатый
По цвету различают голубые, желтые, синие, красные, черные, белые, молочные и тд.
Т.Н."ЧЁРНЫЙ" жемчуг может включать в себя и образцы баклажанового, бордового, синего, фиолетового оттенка...
Много лет тому назад "неправильный" жемчуг не привлекал людей, так как они стремились к ИДЕАЛЬНЫМ ФОРМАМ.
Жемчужина сферическая ценилась гораздо выше.
Барочный жемчуг использовали в отделке ювелирной посуды, в драгоценных кубках.
В XVII веке интерес к барочному неровному материалу резко вырос.
В предыдущие эпохи во всех деяниях человека усматривалось СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ, поскольку так простой смертный находил свой "путь к БОГУ".
Можно вывести понятную формулу "БОГ=ИДЕАЛ".
В XVI веке вырос ИНТЕРЕС К НЕСОВЕРШЕНСТВУ, как одной из ипостасей БОЖЕСТВЕННОГО, ведь у Христа была и вторая сущность — Человеческая!
Более того, теория пантеизма ("Бог во всём") предполагала то, что и человек — вместилище Бога.
Помните, в бестселлере "Матрица" (с К.Ривзом в роли Нео) — всё гармоничное и "правильное" — не всегда "естественно", а "сбой компьютерной матрицы" позволяет появиться на свет ЛИДЕРАМ и НЕОРДИНАРНЫМ личностям?
ИМЕННО В НЕОРДИНАРНОСТИ, в ТАЛАНТЛИВЫХ ОТКЛОНЕНИЯХ от сверх-идеала заложен глубинный смысл термина барокко (ИМХО).
Представьте скульптора, стоящего перед куском мрамора, резчика перед куском неровного скрученного дерева. Что может получиться из неидеального образца, если МАТЕРИАЛ УЖЕ ОБЛАДАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ШЕДЕВРА? Вот этот сучок станет глазом, а вот эта прожилка — чьей-то "морщиной".
Из барочных жемчужин коллекции флорентийских правителей Медичи ювелиры делали фантастических животных, единорогов, драконов, стрекоз, зайцев, корабли, ангелов, сцены из Библии, повелителей морей и чудовищ...
ПОДТОЛКНУЛ БЫ мастера жемчуг идеальной шаровидной (самодостаточной) формы на такой СЮЖЕТ? Может быть и нет.
НЕИДЕАЛЬНОЕ, вычурное, кривое, местами уродливое, изогнутое — СТИМУЛИРУЕТ ФАНТАЗИЮ (И ТАЛАНТ) К ИМПРОВИЗАЦИИ.
Язык барокко — ЯЗЫК ИНОСКАЗАНИЙ, риторических фигур, "двойного дна".
📌📚 Тут мы подошли к ОСНОВАМ стиля барокко.
Зиждется это направление на:
Сюжетности
Фантазии
Импровизации (кстати, как и джаз!)
БОльшей Человечности, индивидуальности, противоречиях
Эмоциональности
Зашифрованных смыслах, метафорическом языке, обманках, аллегориях - языке иносказаний
Духе свободы, преувеличении
Побуждении к творчеству, незаурядности
Броскости красок
Разнообразии форм
Динамизме композиции
Обилии деталей (и мелизмов, украшений, орнаментики)
Барокко — стиль наиболее глобальный, существовавший 2,5 века (XVI-сер.XVIII) во всех видах искусства, в литературе, в авторских стилях архитекторов, скульпторов, живописцев, музыкантов.
Рококо явилось, как завершающая, поздняя, наиболее утончённая и облегчённая стадия стиля барокко.
Можно сказать, что барокко и рококо — "родственники, члены одного семейства". Оба термина имеют отношение к "дарам моря" (жемчужине и рокайлю-ракушке, завитку, символу рококо).
Термин "рококо" в Италии и Германии чаще используется в отношении интерьеров и фасадов зданий, во Франции - в галантной живописи (Ватто, Буше, Фрагонар и др).
Рококо приближает нас к классицизму.
Существует понятие "БАРОЧНЫЙ КЛАССИЦИЗМ" (Франция, Версаль, дворцы и парки, смесь стилей).
Оба направления в 17-18 вв подчинялись ИДЕОЛОГИИ эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ — например, музыка французских и английских композиторов не могла существовать в отрыве от мыслей философов- энциклопедистов. Долг, мораль, нравственность, торжество Разума и Знаний, ведущие "Человека обыкновенного" к НЕОБЫКНОВЕННЫМ ОТКРЫТИЯМ — это идеология XVII-XVIII века, "красная нить" происходящего в мире.
От романтизма подобное отношение к Человеку и Личности отличает иной подход к внутреннему миру, эмоциям, слабостям и иные выразительные средства.
В музыке тоже существует т.н. переходный период. Про композиторов этого времени можно сказать, что их музыка относится и к позднему барокко, и к раннему классицизму (Глюк, Люлли, Чимароза и др).
Барокко — торжественное представление, демонстрация статуса и величия, "детализированная монументальность",
а рококо — изящество и эстетика искусства, утончённая интимность и красота деталей, интерес к мифологическим сюжетам, пасторали и ориентальной мелизматике (шинуазри).
Если в античных базиликах и романских соборах всё стремилось к уравновешенности, гармонии, балансу и геометрии круга и углов (колонны, треугольные фронтоны, идеальный круг в розетках и тд), то в барочной архитектуре появляется ОВАЛЬНОЕ окно, словно заостряя внимание на форме той самой БАРОЧНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ.
Ультрабарокко— самый вычурный вариант архитектурного стиля— барокко Латинской Америки (смешанное с национальными стилями).
📝📌 Справочная информация.
Барочный жемчуг вылавливали у берегов Центральной Америки, на Филиппинах, у островов Индонезии.
Мода на него пришлась на период барокко (16-17 вв).
В Европе того времени считалось, что барочный жемчуг следует надевать только замужним дамам, поскольку он может притягивать одиночество девиц.
В Китае считали, что жемчуг "неправильной формы" могут носить только люди добрые и милосердные.
Каждая жемчужина уникальна по своим свойствам, не существует 2-х абсолютно одинаковых, в этом они похожи на людей!
СИМВОЛИКА ЖЕМЧУГА: по Библии — целомудрие и невинность (жемчуг очень любила носить "Королева-девственница" — Елизавета Английская), другие значения — женское кокетство и человеческое тщеславие.
Жемчуг не причисляют к минералам, хотя он и содержит минерал "АРАГОНИТ".
Когда инородное тело (песчинка) попадает между створками моллюска, животное, стараясь "избавиться от лишнего", выделяет специальное вещество — перламутр. Это полуорганическое соединение, состоящее из карбоната и рогообразного производного, вырабатываемого моллюском.
Минеральные слои окутывают песчинку, чередуясь с органическими слоями, добавляется пигмент.
Со временем перламутр застывает, устрица выделяет новую порцию секреторной жидкости и так далее.
Так растёт жемчужина. Рост её продолжается в течение нескольких лет.
Цвет жемчужины зависит от особенностей обмена веществ моллюска.
Только одна из 13000 жемчужин получается розовой!
Из моря добывают только 5% жемчужин, остальные 95 % - из пресной воды.
Самой ценной барочной жемчужиной в мире является "ПЕРЕГРИНА", размером с голубиное яйцо, вес - 56 карат. Ей более 550 лет (родом из Панамского залива), жемчужина грушевидной формы молочного оттенка в своё время принадлежала разным хозяевам в Америке, Испании, во Франции, Англии (в том числе королю Испании Филиппу II и актрисе Элизабет Тейлор).
Стоимость Перегрины в 2011 году составила 12 000 000 долларов.
Ещё одна барочная жемчужина, известная на весь мир - "жемчуг Хоупа".
Натуральный жемчуг отличается от фальшивого отсутствием швов.
Искусственный жемчуг более тусклый.
Поддельный жемчуг — это стекло, покрытое искусственным перламутром. Подделывать барочный жемчуг нерентабельно, поскольку он обычно не такой дорогой, как сферический.
Как любая органика, натуральный жемчуг стареет, тускнеет и умирает.
Чем старше жемчужина, тем больше слоёв защитного перламутра на ней и она дольше живёт.
Некоторые экземпляры доживают до 600 лет.
Жемчуг — материал пористый, впитывающий, его принято носить поверх одежды, но не на тело.
По правилам этикета БАРОЧНЫЙ ЖЕМЧУГ НЕ ТЕРПИТ АНСАМБЛЕЙ, соперников — украшение из такого материала должно быть одно.
Формы современного жемчуга: Бива, Суфле, Кеши, Касуми и Касуми-лайт.
В наше время жемчуг выращивают в Японии, Австралии, добывают в Тихом и Индийском океанах.
📌В качестве заключения.
Прекрасное не терпит ординарности, неповторимое не выносит подражания, а человек - скуки 😉.
Творец всегда стремится к идеалу, но часто разочаровывается в нём.... Так может ли "ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМ" вести к совершенству?
Как появлялась на свет "Святая Тереза" (скульптора Бернини), поражающая своей человеческой эмоциональностью? Насколько идеален был тот кусок мрамора, подаривший нам "ИСТИННУЮ ЖЕМЧУЖИНУ" искусства барокко?
Так что же такое барокко?)))🤔
/в подборке кадров — некоторые шедевры из коллекции Медичи 16-17 вв (Palazzo Pitti, Италия), Перегрина с подвеской из драгоценных камней, а также картины с изображением монарших особ в жемчуге неправильной формы./
Спасибо за внимание.
#СПбРимкор