ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, дорогие друзья, что 15 октября 1581 года королевой Франции — Екатериной Медичи — было представлено зрелище, которое назвали 1-ым в истории ПУБЛИЧНЫМ БАЛЕТОМ?✨Известно ли Вам, что такое "МЕРЛЕЗОНСКИЙ БАЛЕТ" и что имел ввиду Дюма и режиссер фильма "Д'Артаньян и 3 мушкетёра"?🕵 📌Итак, начнём с последнего вопроса о Мерлезонском балете.🩰 Le ballet de la Merlaison (балет "дроздовьей охоты") — МАрлезонский, МЕрлезонский или МерМезонский. Самое удивительное в этом явлении то, что его АВТОР — король Людовик XIII Бурбон и человеком он оказался довольно любопытным. Луи 13-ый сочинял сюжет, разрабатывал декорации, костюмы, придумывал хореографию, писал музыку, более того САМ участвовал в нескольких номерах зрелища (в роли "торговки приманками" и "крестьянина"), как танцор и исполнитель музыки. Людовик имел прекрасное музыкальное образование. Мерлезонский балет состоял из 16 (!) актов, точнее, так называемых antre ="выходов артистов". Принимал участие в подобном балете ВЕСЬ ДВОР с придворными, монархами и профессиональными танцорами. Целая экспедиция вывозилась за пределы Версаля в замок Шантийи и там давалось театрально-балетное представление. СтОило такое мероприятие огромных денег. 📍 Почему балет назвали "МЕРЛЕЗОНСКИМ"? Довольно часто пишут о том, что в основе сюжетной канвы использовалась ОХОТА НА ДРОЗДОВ. Непонятно только одно, если соколиная охота, столь популярная в то время, предполагала использование сокола, дрессированного для ловли живности, то зачем королю дрозды? Что он потом с этими дроздами делал? Подобный вид охоты называют "охота на клей", на специальные деревянные "стебли" наносили клейкую массу, обставляли этими устройствами периметр, туда приземлялись черные дрозды. Они приклеивались и начинали зазывать сородичей. Когда птиц набиралось очень много, люди их расстреливали. Довольно жестокий вид охоты. В 21 веке подобное "развлечение" запретили во Франции. В Мерлезонском балете 1635 года 16 частей имели красочные названия. 1 антре. "Фламандцы" 2 антре. "Пажи" 3 антре. "Лотаргинцы" 4 антре. "Ловчие" 5 антре. "Тома-мясник" 6 антре. "Арбалетчики" 7 антре. "Дворяне" 8 антре. "Крестьяне" 9 антре. "Король" 10 антре. "Весна" 11 антре. "Большой балет" (Grand ballet) 🎧 и тд В романе А.Дюма развязка интриги с подвесками королевы Анны (1 ч, гл.XXII) происходит на фоне Мерлезонского балета. У писателя историческая неточность, литератор изображает обычный бал в ратуше, а не театральное зрелище в замке Шантийи или аббатстве Ройомоне, к тому же даты не совпадают. В нашем отечественном фильме (с М.Боярским в главной роли) "2 акт Мерлезонского балета" — это всего лишь плавное движение пар, дам и кавалеров, но не балет, тем более "мерлезонский". /В настоящем м.б. Людовика "2 акт" — это антре "Пажи"/. Со временем выражение "Мерлезонский балет" стало восприниматься, как обозначение "затяжного действия" или "бесконечной сказки про белого бычка". 📌ДАТА РОЖДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО БАЛЕТА. 15 октября 1581 года королева-мать Екатерина Медичи (Франция) представила двору 1-ый в истории Публичный балет ("Комичный балет Королевы"). Второе название этого представления — "Цирцея". Балет был поставлен придворным скрипачом, итальянцем — Б.де Бельджозо. В основе "Цирцеи" лежала танцевальная сюита. Екатерина Медичи сыграла в появлении жанра во Франции важную роль, ведь будучи итальянкой по рождению, именно она завезла балет во Францию. До того момента балет существовал в виде сценки—вставного эпизода в опере Италии. На парижской почве он расцвёл и превратился в пышное торжественное зрелище — Французский Придворный балет. Со 2 половины XVII века появятся новые театральные жанры: комедия-балет, опера-балет. Самостоятельным видом искусства балет станет только во 2 половине XVIII века, благодаря реформам французского балетмейстера Ж -Ж.Новерра (1727—1810). Содержание в обновлённом жанре 18 столетия раскрывалось в драматически выразительных образах, влияние на реформы оказали французские просветители. 📌КОРОЛЕВА ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ (1519, Флоренция—1589, Франция) — "дьяволица в чёрном" или "благодетельница"? Дочь Лоренцо Медичи II (и француженки древнейшего рода аристократов де ля Тур), Екатерина принадлежала известному роду меценатов и финансистов, снабжавших деньгами почти всех монархов Европы. В 14 лет юную флорентийку выдали замуж за будущего Генриха II, а пока просто Генриха Валуа. Свадебный пир продолжался 34 дня. /Именно тогда (1533) итальянские повара представили приглашённым новый десерт изо льда и фруктов (ЭТО БЫЛА ПРЕМЬЕРА МОРОЖЕНОГО)./ В качестве приданого столь же юный муж получил итальянские города Пизу, Ливорно и Парму. По описаниям современников, Екатерина была рыжеволосой, небольшого роста, худой девушкой с выразительными глазами. Носила флорентийские туфли на высоком каблуке. Мужа Екатерина очень любила. После его кончины (в 1559) 30 лет находилась в трауре, именно Екатерина сделала чёрный цвет "траурным" (до того момента таковым считался белый). Художники изображали её в чёрном чепце и чёрном платье. Екатерина Медичи стала ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕЙ ИСКУССТВА, живописи, архитектуры, моды, кулинарии, дворцового дизайна. В коллекции королевы находилось 476 картин, в настоящее время — это часть собрания Лувра. Она обсуждала архитектурные проекты, принимала участие в оформлении замка Тюильри, влияла на моду (запретила жесткие корсажи и ввела корсеты). 📍Увы, с именем Екатерины Медичи связано одно из самых кровавых событий в истории Франции и мира. Нет никаких сомнений в том, что именно она стояла за решением "Убейте их всех!", принятым 23 августа 1572 года, в результате чего 24 августа (в канун дня св.Варфоломея) погибло 3 000 человек в Париже и около 30 000 по всей Франции. В тех погромах католики резали гугенотов. Безжалостная политика королевы Екатерины Медичи — это отчаянная попытка удержать монархию и династию Валуа на троне Франции любой ценой. Без Екатерины её сыновья (Франциск II, Карл IX, Генрих III) не сохранили бы власть, поэтому период её правления (и регентства) называется "годы Екатерины Медичи". По признаниям историков, она была одной из самых могущественных женщин Европы XVI века. Приказ об уничтожении гугенотов привёл и к тому, что были погублены талантливейшие композиторы-протестанты, творившие в эпоху Екатерины... 📍📚 Давайте посмотрим, что происходило в музыке Франции 16 века. Сразу обозначим, что ещё не родились на свет Куперен, Люлли, Рамо, Шамбоньер, Маре, Готье, Кампра... Их время еще не пришло. В 15 —16 вв на этих землях царила франко-фламандская школа, работали представители Нидерландов (Дюфаи, Окегем, Обрехт, Дюпре, Лассо). К концу 16 века завершилась борьба за объединение страны и Франция стала Централизованным государством. Возросла роль светской музыки. Французские короли начали создавать при дворах большие Капеллы, устраивали пышные праздненства. Королевский двор стал центром профессиональной музыки. Важную роль стала играть не только Церковь, но и Двор с аристократическими Салонами. Определённым жанром французской профессиональной музыки стала светская многоголосная ШАНСОН (не путать с шансон Пиаф и Азнавура😉, у нас речь о многоголосном произведении). Шансон на стихи Ронсара, а также мессы и псалмы писал Клод ГУДИМЕЛЬ (1514-1572, Франция) — композитор-протестант. Он трагически погиб в Варфоломеевскую ночь 1572 г. Клеман ЖАНЕКЕН /Жаннекен/ (1485-1558, Франция) — композитор-протестант, написал 250 4-хголосных шансон (на стихи Ронсара, Моро), а также мессы, псалмы. Возросла роль инструментальной музыки (для виолы, лютни, гитары, народной скрипки). Инструментальные жанры проникли в бытовую, профессиональную и даже церковную музыку. В конце XVI века во Франции возникла органная школа. В 1570 году была основана Академия поэзии и музыки. Значительный пласт в музыке Франции того времени составляла музыка гугенотов: гугенотские песни, бытовые и народные, гугенотские псалмы. От гугенотов пришёл перенос мелодии в верхний голос, отказ от полифонической сложности. Важной чертой многоголосной шансон 16 века являлась программность и изобразительность. Произведения получали яркие "говорящие" названия, посвящались сценам битв, охоте, бытовым зарисовкам (шансон "БОЛТОВНЯ ПРАЧЕК" 🎧), изображению птиц, животных, крикам толпы. Сегодня, в день рождения 1-го публичного Балета, мы поговорили о той атмосфере и почве, на которой стал возможен процесс становления одного из самых любимых нами видов искусства.✨Вспомнили о роли королевы Франции в судьбе данного жанра. Как часто монархи, поддерживавшие возрождение искусств, просвещение и открытия, совершали неблаговидные поступки, позволявшие судить о правителях двояко... Как тяжко бремя власти, как краток "жизни миг". За любой реформой в искусстве мог стоять кровавый тиран, за многие "прорывы" в науке и истории Человечества несли ответственность ...войны, приносившие прогресс. Екатерина Медичи отвоевала трон детей, но погубила тысячи людских жизней. Это не пример "Яжемать", это история о человеческой силе и слабости. Спасибо за внимание.)))😀